Статьи

"Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями.

Н.Г. Чернышевский

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д. И. Писарев

Известный психолог Эльконин-Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: “Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника”.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учиться выполнять работу качественно и в срок.

Домашнее задание выполняет различные функции. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. Как этого избежать – тема сегодняшнего, откровенного и серьезного разговора.

Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь. Он изменяет и самого себя

Ушинский утверждал, что труд так - же необходим для душевного здоровья человека.

« Как чистый воздух для его физического здоровья»


Когда не оказывается у человека своего личного труда в жизни, он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки и дорога добровольного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или животных наслаждений.

Ушинский трактовал труд не просто как жизнь, но и как счастье «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его…»

Он спрашивал: Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить своим детям? Деньги? Вещи? Нет. Образование? И да, и нет. Трудолюбие? Да. Да. Да.

« Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни…Труд конечно бремя, но бремя, без которого возможное соединение человеческого достоинства и счастья невозможно.

Временные рамки домашней работы школьников

Временные рамки домашних заданий регламентируются СанПин 2.4.2. - 576 - 96 в следующих пределах:

– в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч.,

– во 2-м – до 1,5 ч.,

– в 3-4-м до 2 ч.,

– в 5-6-м до 2,5 ч.,

– в 7-8-м до 3 ч.,

– в 9-11-м до 4 ч.

Если ваш ребенок не укладывается в отведенное время при выполнении домашней работы или выполняет ее очень быстро, то необходимо обратить на это внимание и выяснить причины. Причины могут быть следующие:

1) Ребенок работает нерационально.

2) Нет условий для занятий.

3) Испытывает особые трудности в приготовлении домашних заданий по тем или иным предметам.

4) Дозировка домашнего задания превышает норму. По объему домашняя работа не должна превышать 1/3 того, что сделано на уроке в 1-7 классах, и ½ того, что сделано на уроке в 8- 11 классах.

Рекомендации «Садимся за уроки».

  1. Садимся за уроки всегда в одно и то же время.

  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

Воздух в комнате, где занимается ребёнок, должен быть свежим, т.к. при умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 мин. До начала занятий проветрить комнату.

И через каждые 45 минут занятий, перерыв( 5-10 минут,)и проветривание. Более длительные нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха

  1. Выключи телевизор, радио. В комнате, где вы работаете должно быть тихо.

Необходимо позаботится родителям, чтобы никакой шум не проникал в комнату, где ребёнок выполняет домашнее задание, т.к. утомление наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме.

  1. Сотри со стола пыль.

  2. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

  3. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, всё ли задания записаны в дневнике.

  4. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

  5. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положите на строго определённое место на столе.

  6. Уберите со стола всё лишнее.

  7. Пришло время начать работу .

Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

– Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

– Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

– Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

– Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

– Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

– Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

– Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

– Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

– Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

– Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

– Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания , покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

– Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

– Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.